Трансмиссия автомобиля – это все, что связывает ведущие колеса и двигатель. В автомобиле она выполняет обычно такие функции:
Передает от двигателя к ведущим колесам крутящий момент.
Меняет направление и величину крутящего момента.
Перераспределяет его между ведущими колесами.
Различаются следующие виды трансмиссии (в зависимости от того, какого вида преобразуемая энергия):
Механическая. Эта передает, преобразует механическую энергию.
Электрическая. Эта преобразует в механическую в электрическую энергию, а после передачи ведущим колесам – электрическую энергию в механическую.
Гидрообъемная. Эта трансформирует энергию механическую в энергию потока жидкости, а после передачи ведущим колесам – наоборот.
Комбинированная. Гидромеханическая, электромеханическая – т.н. “гибриды”.
В современных автомобилях больше всего используется механическая трансмиссия. Автоматической зовут ту механическую (гидромеханическую) трансмиссию, в которой происходит автоматическое изменение крутящего момента.
В качестве ведущих колес в конструкции трансмиссии могут применяться и передние, и задние колеса, а также и те, и те сразу. Когда задние колеса используются как ведущие – автомобиль обладает задним приводом, если передние, то передним. Полноприводные авто имеют привод и на задние, и на передние колеса.
У авто с разными видами привода конструкция трансмиссии обладает существенными различиями, как по устройству, так и по составу элементов. У заднеприводного автомобиля она обладает следующим устройством:
Сцепление.
Коробка передач.
Главная передача.
Карданная передача.
Дифференциал.
Полуоси.
Сцепление служит для недолгого отсоединения от трансмиссии двигателя, и их плавного соединения во время переключения передач, и для предохранения от перегрузок элементов трансмиссии.
Коробка передач служит для изменения направления движения, крутящего момента и скорости авто, а также долгого отсоединения двигателя от трансмиссии.
Главная передача служит для повышения крутящего момента и его передачи к полуосям ведущих колес. Гипоидная главная передача (когда оси шестерен не пересекаются) применяется на заднеприводных автомобилях.
Карданная передача организует передачу крутящего момента на вал главной передачи от вторичного вала коробки передач, которые располагаются друг к другу – под углом.
Дифференциал служит для распределения между ведущими колесами – крутящего момента. Он дает возможность полуосям вращаться с различными угловыми скоростями, а это необходимо во время поворота машины.
Как вы видите трансмиссия автомобиля – это очень объемная система. Теперь давайте рассмотрим устройство трансмиссии переднеприводного авто:
Сцепление.
Коробка передач.
Дифференциал.
Главная передача.
Приводные валы (полуоси).
Шарниры равных угловых скоростей.
На автомобилях с передним приводом дифференциал и главная передача располагаются в картере коробки передач.
ШРУС (шарниры равных угловых скоростей) предназначены, чтобы передавать крутящий момент к ведущим колесам от дифференциала. Как правило, в конструкции трансмиссии применяют два шарнира (внутренних) предназначенных для соединения с дифференциалом и два внешних шарнира – для соединения с колесами.
Приводные валы располагаются между шарнирами.
Что касается полных приводов, то их трансмиссия может иметь разнообразные конструкции. Эта тема заслуживает отдельного разговора.