Предназначение дифференциала заключается в передаче, распределении и изменении между двумя потребителями — крутящего момента, а также при необходимости, обеспечения их вращения с различными угловыми скоростями. Он является одним из главных конструктивных элементов трансмиссии. Его расположение в автомобильной трансмиссии:
В переднеприводном автомобиле в коробке передач, для привода ведущих колес.
В заднеприводном автомобиле в картере заднего моста, для привода ведущих колес.
В полноприводном автомобиле в картере заднего и переднего моста, для привода ведущих колес.
В полноприводном автомобиле в раздаточной коробке, для привода ведущих мостов.
Те дифференциалы, что применяются для привода ведущих колес, зовут межколесными. А межосевой дифференциал ставиться между ведущими мостами полноприводного авто. Дифференциал конструктивно создан на основе планетарного редуктора. Различаются следующие его виды, в зависимости от типа зубчатой передачи, которая используется в редукторе:
Червячный.
Конический.
Цилиндрический.
Конический используется по большей части как межколесный дифференциал. Цилиндрический зачастую ставиться между осями полноприводных авто. А червячный благодаря своей универсальности может ставиться и между колесами, и между осями.
Устройство дифференциала. Рассмотрим его по примеру наиболее распространенного конического дифференциала. Его составные части являются характерным для прочих типов дифференциала. Он имеет такое общее устройство:
Корпус.
Полуосевые шестерни.
Сателлиты.
Схема:
устройство дифференциала
1. Ведомая шестерня у главной передачи.
2. Часть ведущей шестерни главной передачи.
3. Это ось сателлитов.
4. Это сателлит.
5. Корпус дифференциала.
6. Это правый фланцевый вал.
7. Сальник.
8. Это конический роликовый подшипник.
9. Это полуосевая шестерня.
10. Это левый фланцевый вал.
11. Это фрагмент картера коробки передач.
Корпус. По-другому называется – чашка дифференциала. Он воспринимает от главной передачи крутящий момент, а затем через сателлиты передает его на полуосевые шестерни. Ведомая шестерня главной передачи жестко закреплена на корпусе. Оси, на которых сателлиты вращаются, установлены внутри корпуса.
Сателлиты. Они играют роль планетарной шестерни, соединяя полуосевые шестерни и корпус. В конструкции дифференциала применяют 2 или 4 сателлита, смотря какой уровень передачи крутящего момента в устройстве дифференциала. Как правило, два сателлита применяются в легковых авто.
Полуосевые шестерни. Их также называют солнечными шестернями. Они передают крутящий момент через полуоси, с которыми у них есть шлицевое соединение, на ведущие колеса. Левая и правая полуосевые шестерни могут обладать различным или равным количеством зубьев. Симметричный дифференциал образуют шестерни с равным количеством зубьев. А неравное количество зубьев является характерным для несимметричного дифференциала.
Симметричный дифференциал в равных соотношениях распределяет по осям крутящий момент, независимо о того, какой уровень угловых скоростей ведущих колес. Данный дифференциал благодаря этим свойствам применяется как межколесный дифференциал.
Несимметричный дифференциал. Он разделяет в определенных соотношениях крутящий момент, поэтому ставиться промеж ведущих осей автомобиля.
Теперь, когда мы разобрали устройство дифференциала, далее следует разобрать принцип работы дифференциала.