Путешествие в Юго-Восточную Азию

Может, громко сказано, но три страны, так или иначе, мы посетили. Все началось с моей подруги Розы. У нее наметилась очередная научная конференция и не где-нибудь, а в столице Непала Катманду. Роза не первый раз зовет составить ей компанию, но все как-то не срасталось, а тут срослось, тем более, что муж охотно меня отпустил в надежде, что так ему не придется сопровождать меня в эти экзотические места. Мы с Розой бурно начали готовиться к поездке. Были куплены билеты через Амман и Дели в одну сторону и через Бангкок и тот же Амман в другую, забронировали отели на Travel10.ru и экскурсии в Дели и Катманду, прочитано много всякой информации, сделаны прививки, оформлены индийские визы (в Непал и Таиланд нам визы не нужны). И вот мы отправляемся в путь.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ.

В Дели мы прибыли задолго до рассвета, по расписанию до рейса на Катманду у нас было 10 часов, и, поскольку на это время была заказана экскурсия по городу, в аэропорту нас ожидал автомобиль. Нас украсили венками из живых цветов и зачем-то отвезли в роскошный отель Дели, в холле которой нам надлежало дожидаться рассвета. Через пару часов за нами приехал экскурсовод и повез в Нью-Дели. По дороге нам показали Красный Форт, но внутрь не пригласили под предлогом, что он закрыт. Мы видели мемориал памяти павших воинов с вечным огнем, президентский дворец и правительственный комплекс, место кремации Махатмы Ганди. Все раскинуто на огромной территории и выглядит вполне величественно, но то ли смог, то ли утренняя дымка сопровождала нас.

Потом нас повезли в роскошный сувенирный магазин с местными кашемирами, шелками и самоцветами. Покупать мы ничего не собирались, но посмотреть было интересно. Но скоро мы об этом пожалели – сервис был такой навязчивый, что от него некуда было деваться. Пока Розе демонстрировали ковры из шелка с переменчивым цветом ворса, я сбежала на второй этаж полюбоваться самоцветами. Но не тут-то было – за мной ринулись три продавца и стали открывать стеклянные шкафы и совать в руки все, на что я имела неосторожность взглянуть. И, хотя вещи в магазине были очень красивые, осталось чувство потерянного времени. Поэтому на предложение экскурсовода показать нам офис своей фирмы мы с Розой дружно возразили и попросили свозить нас в старый Дели.

За свое «непослушание» мы были примерно наказаны, но об этом потом. В какой-то момент мы увидели по пути следования большой индуистский храм и попросили осмотреть его. Экскурсовод пытался возражать под предлогом, что он не представляет исторической ценности, но мы настояли. Храм действительно новехонький, фотографировать в нем нельзя, но это первое индуистское святилище, которое мы в своей жизни увидели. Храм очень чистый, много разных алтарей больших и маленьких, скульптур и барельефов. Сфотографировали мы его только снаружи, и на фото хорошо видны украшающие его свастики. Первое наказание за «непослушание» мы получили при выходе из храма от не в меру приставучих попрошаек и продавцов сувениров.

Второе наказание — мы таки заехали в старый Дели, но тут же застряли в пробке. Благо, автомобиль был с кондиционером, и мы с большим интересом понаблюдали за бытовыми сценками. Меня больше всего потрясло то, как женщины неспешно величественной походкой в разноцветных сари передвигаются по грязным, зачастую не мощеным улицам. Диссонанс полнейший, но может это просто с непривычки?

Теперь мне стало ясно, чего не хотел показывать нам экскурсовод. Парнишка изъяснялся исключительно политкорректно. Когда ранним утром мы проезжали по улице, сплошь заваленной мусором, он объяснил нам, что вчера был мусульманский праздник, и индуисты веселились со своими братьями мусульманами, и потом еще долго рассказывал о межконфессиональной любви и дружбе. Меня подмывало спросить о Кашмире, но Роза мне запретила.

Проезжая по улице с названием Tolstoy, мы (точнее я) спросили, в честь кого она названа. Наш велеречивый и политкорректный экскурсовод, не моргнув глазом, сказал, что это очень известный английский политик. А может, я напрасно плохо подумала о нашем милом индийце, и такой англичанин существует? Если кто-нибудь о нем знает, просветите меня, пожалуйста.

До осмотра достопримечательностей старого города дело не дошло: надо было ехать в аэропорт. Когда мы выбрались из пробки, нашего экскурсовода сменил другой представитель фирмы, и мы все недоумевали: зачем, разве мы не смогли бы доехать только с водителем? Ох, как мы были наивны! Наш рейс был отменен, мой чемодан приволокли на стойку регистрации, а о Розином никто ничего не знал, но мы еще наивно надеялись, что он продолжил свой путь до Катманду и будет нас ждать там. Тем временем служащий аэропорта заявил нам, что, если бы мы оставались в аэропорту, то давно бы уже улетели предыдущим рейсом, что повергло нас в недоумение, а , когда служащие между собой нервно заговорили на своем языке, то и в панику. И тут на сцену вышел наш сопровождающий. После энергичных переговоров нам забронировали отель в городе с питанием и такси до нее и обратно. Все бы ничего, но у Розы на следующий день начиналась конференция, и, хотя она не собиралась посвящать ей много времени, но на открытии надо бы присутствовать.

Зато в тот день мы впервые попробовали местную кухню. В следующий раз, когда мне захочется чего-нибудь индийского, я пойду в соответствующий ресторан в Израиле или, скорее всего, заменю его на арабский.
Надо сказать, что в аэропорту таких «отставших» от рейса к моему удивлению было всего трое, т.е. мы и еще одна местная молодая женщина. В отличие от нас, она не дергалась, а спокойно уехала из аэропорта со своим рюкзачком.

ДЕНЬ ВТОРОЙ.

Утром следующего дня мы встретились с этой женщиной в отеле Дели, позавтракали и в одном такси поехали в аэропорт. Тут она нам все и объяснила. Оказывается, Непальская компания выполняет два рейса из Дели в Катманду ежедневно, но, если не набирается достаточно пассажиров, она их объединяет на один. Обычное дело! Сама она – работница хайтэка с юга страны, едет на недельку проветриться в Катманду с одним рюкзаком. Не улетела нужным рейсом? Взяла такси и за несколько часов осмотрела достопримечательности старого Дели, до которых мы не добрались, несмотря на заранее заказанный тур. Главное – be happy! Девушка нам очень понравилась, особенно, когда мы узнали, что ей 40 лет и у нее 17-летняя дочь. А тут она еще стала интересоваться иудейскими обычаями и проявила в этой области недюжинные познания. Мы об их обычаях знаем значительно меньше. Наши пути разошлись в аэропорту Катманду.

Вот именно – КАТМАНДУ! – цель наших устремлений и средоточие интересов.

Здание аэропорта мало напоминало о своем назначении, но нам было все равно – лишь бы найти чемодан и добраться до гостиницы. Не тут-то было! Представители индийских и непальских авиалиний отмахивались от нас и кивали друг на друга. Так мы и ушли из аэропорта, даже не добившись справки об утере багажа. Дорога на такси до гостиницы много времени не заняла, по сторонам, конечно, смотрели, но без большого интереса по причине усталости, издерганности и за полтора дня в Дели сформировавшейся «привычки» к грязи и нищете.

Гостиница показалась нам настоящим оазисом цивилизации, но только со временем мы оценили ее месторасположение в глубине озелененного двора с бассейном и беседками. Крытый подъезд с колонами, носильщики хватают багаж, швейцар берет под козырек, портье улыбаются и радуются нашему прибытию. Холл отделан резьбой по дереву в непальском стиле и танками (ритуальные картинки на ткани). Все прекрасно, но Розе надо ехать на конференцию.

По дороге таксист указывает на многочисленные посольства по сторонам дороги, полицейское управление и армейский штаб, даже дворец бывшего монарха на нашей улице. Т.е. мы поселились в супер элитном районе, а с виду не скажешь, да и загазованность такая, что небось здешние дипломаты прогуливаются где-нибудь в другом месте.

Гостиница, в которой проводится конференция, расположена в пригороде на задрипаной улочке, но прямо за воротами – другой мир: ухоженный двор, озеленение, бассейн в глубине двора. Конференция – не мое дело, пусть Роза описывает. Из-за опоздания не удалось пройти регистрацию, придется вернуться сюда завтра.

На обратном пути уже стемнело, но ни один фонарь не освещал наш путь. Как выяснилось впоследствии, их в столице Непала просто не водится – электричества хватает только для освещения гостиниц для иностранцев.

В тот же вечер нас навестил в гостинице менеджер фирмы, через которую мы заказали 3-х дневную поездку по Непалу. Как выяснилось уже назавтра, его вело провидение.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ.

Номер в отеле, который мы забронировали на сайте Travel10.ru вполне соответствовал уровню 4*, но размеры санузла подходят только для субтильных непальцев, в большом окне открывается только

форточка, но есть кондиционер, который мы гоняли для проветривания. Завтраки – вполне на уровне, бекон очень хорош, если его не пережаривали, печеные помидоры – хорошо для профилактики простаты, но больше всего нам с Розой понравился густой йогурт и что-то наподобие пиццы с овощами и травами.

Но надо ехать за регистрацией на конференцию, это все равно, как отметить командировку — святое. Вчерашний таксист поджидает нас внизу. Утром движение очень активное, сумбурное, дороги без разметок, перекрестки без светофоров, машины – сплошное старье, загазованность страшная. Мотоциклы-то как раз довольно новые, но правила для них еще не написаны, и они подрезают сплошь и рядом. В пригороде таксист обратил наше внимание на дорогой район вилл, но мы увидели 3,4-х этажные дома, занимающие совсем малую площадь, кажется, не больше 50-ти кв.метров и выкрашенные в диковатые яркие цвета. Палисадников и вообще зелени я вокруг них не наблюла, зато почти на каждой крыше были черные пластмассовые бочки, к которым вели такие же шланги. Основываясь на последующем опыте, могу предположить, что это и есть водопровод.

Командировку мы отметили, то бишь на конференции зарегистрировались, таксист нас поджидал, и мы поехали прикупить Розе хоть во что-то переодеться. Опять прокол! В самом большем торговом центре столицы половина магазинов закрыты, в открытых впору отовариваться мелкогабаритным непальцам, а не полнокровным взрослым женщинам. Купили майку в мужском магазине, какие-то носочки и еще по мелочи и ушли понуро.

Наведались в Air India , встретили там вчерашнего менеджера. Но даже с его активной помощью ничего не смогли добиться. Тогда он отвез нас в Nepal Airlines, там мы понаблюдали, как куча чиновников во главе с руководительницей агентства активно галдела между собой и по телефону, но и оттуда мы ушли несолоно хлебавши. Менеджер туристической фирмы явно хотел нам помочь, и этот факт несколько согревал душу в сложившейся безнадеге.
Тогда Роза приняла волевое решение ехать в аэропорт с целью повторить попытку выжать справку о потере багажа. Я, конечно, поперлась с ней, не оставлять же подругу в этом бедламе. Из этого ничего не вышло, кроме нервотрепки, зато я имела возможность понаблюдать работу аэропорта. Присесть с устатку негде, прислониться страшно из-за грязи. Прибывающих и встречающих разделяет стеклянная стена, встреча происходит на узком тротуаре, где негде остановиться, а полиция всех гоняет. И тут я себя почувствовала белым человеком – меня не гоняли, справлялись пару раз, что я тут делаю, но после краткого объяснения оставляли в покое.

Когда Роза окончательно убедилась в безнадежности всех попыток, то я очень пожалела, что не прислушалась к Вовиному совету и не взяла с собой немного коньяку. Как бы он нам тогда пригодился! Но делать нечего, собрав волю и остатки физических сил в кулак, решили приступить к цели нашей поездки – туризму — и правильно сделали.
Въезд на улицу, ведущую к единственной культурно-исторической достопримечательности в центре города – площади Дурбар – был перекрыт цепью против машин, но пешеходы сновали бойко. Таксист подвез нас к какой-то будке и около нее высадил. Это оказалась касса, в которой с нас взяли за вход на площадь что-то около двух долларов с человека. Мимо проходили люди, их никто не останавливал, и мы догадались, что это туристический сбор, которому местные жители не подлежат. Ну что ж, справедливо. Заодно, убедились, что по внешнему виду мы отличаемся от местного населения, о чем и раньше смутно догадывались.

Непривычно пустынная и на удивление прибранная улица вывела нас на площадь с большим количеством сувенирных прилавков. Мы хотели поглазеть на диковинные (в нашем восприятии) вещи, но сервис был до безобразия навязчив. Мы быстренько выбрали симпатичные фигурки индуистских божков, я готова была платить запрашиваемую цену, и тут Роза показала класс – она, не напрягаясь, выторговала две фигурки за четверть цены одной. Я обалдела, а продавцы, судя по их виду, на иное и не рассчитывали и остались довольны.

Наконец-то, мы смогли приступить к осмотру достопримечательностей. На первый взгляд площадь поражает скученностью и грязью. Плотность строений даже больше, чем в жилых кварталах, зато грязи много меньше, (а вскоре мы к ней как-то попривыкли). На небольшом пространстве между двумя дворцами и вплотную примыкающими жилыми кварталами нагромождено много храмов, храмчиков и алтарей. Всему этому лет около 400. Строения из красного кирпича с красными же черепичными крышами в форме пагод, но особого, непальского стиля, не похожие на японские и китайские пагоды, которые я знаю по картинкам. Крыши эти от одно- до четырех ярусные с притороченными снизу оборками из ярко красной ткани. Короче, красные в городе. Очень много искуснейшей резьбы по дереву: поддерживающие крышу балки, колонны, двери, а уж окна и всякие мелкие детали – просто загляденье. Только вот мне мешало подозрение, что за все 400 лет никому не пришло в голову смахнуть с них пыль.

Многие, а может и все, храмы действующие. Мы в них заглядывали, но не заходили, т.к. не хотелось снимать обувь. На их высоких ступенчатых постаментах всегда мы видели в немалом количестве праздно сидящих молодых мужчин, ничуть не похожих на священнослужителей. К туристам они не приставали, ничего не предлагали…, а может я напрасно сочла их бездельниками, может они местные security – надо же кому-то пасти стада туристов, которых, кстати, не так уж много.

Один из двух дворцов на площади – королевский, в нем расположен музей, но туда мы не пошли, т.к. настроение было не подходящее после всех утренних мытарств, а вот второй дворец, поменьше, это жилище живой богини Кумари.

Согласно многовековой традиции в столице каждого королевства, которых было в разные времена по несколько десятков на территории нынешнего Непала, должна жить Кумари – божество во плоти. Ее выбирают среди пятилетних девочек, как кошерную красную корову: чтоб была красивая, здоровая, без изъяна и пятнышка, есть также требования по психологической устойчивости. Такую девочку забирают из семьи, поселяют во дворце, и уж не знаю, что она там делает внутри, а вот ее публичная деятельность заключается в выходе на балкон, когда во дворе дворца собирается публика. Это происходит не часто, а вот нам повезло. Мы увидели грустного ребенка с густо накрашенными глазами со стрелками до висков – так даже звезды индийского кино не красятся. Она постояла с каменным лицом, скрытая до пояса резной деревянной решеткой балкона, минуты две и удалилась. Стоящая под балконом публика ликовала – считается, что лицезрение Кумари приносит удачу. А мне было ее жалко. Живет живой ребенок взаперти, среди толстых теток, а когда она войдет в период полового созревания, ее заменят другой Кумари. Замуж она не выйдет, т.к. существует устойчивое поверье, что тот, кто женится на бывшей богине, не проживет и года. Я читала, что недавно государство стало платить отставным Кумари пенсию, а так, хоть с голоду помирай.

Как только мы вышли с площади, то оценили, как там было чисто и ухожено. Ну что ж эти, такие приветливые, неагрессивные и, судя по всему, добропорядочные люди не приведут в порядок свои дома и улицы? Да некоторым и самих себя не мешало бы прибрать. Повсеместная бедность для меня не оправдание, а что на этот счет предписывает индуизм, я не знаю. Зато буддистские монахи выглядят очень опрятно.

Мы с Розой решили пройтись пешком без особого маршрута, выбрав только направление. Тихие улочки выглядят совсем заброшенными, повсюду расставлены что-то наподобие часовен и алтарей. Их явно не оставляют без внимания верующие, поэтому они обсыпаны разными зернышками, кусочками печенья и обмазаны особой красной мастикой, которой делают также “тики” на лбу. Понятно, что эти проявления народной любви к богам не прибавляет их капищам опрятности. Кстати, мы узнали, что индуизм почитает около 2000 богов, и каждый волен выбирать, к которому из них обращать свои молитвы в зависимости от предпочтений и обстоятельств.

Видели мы, как люди стирают белье на улице у дома, используя воду, текущую из шланга. Хоть это и странно было видеть, но я знала, что религия запрещает индусам делать в доме «нечистые» действия, как то мыться, стирать белье и отправлять естественные надобности. Потом мы неоднократно видели как на улице из шлангов люди мылись, мыли посуду и стирали белье прямо рядом с проезжающими машинами. Насчет естественных надобностей мы так и остались в неведении по сей день.

Вернулись мы в гостиницу усталые, но счастливые оттого, что индуизм не запрещает строить гостиницы для иностранцев с душем и, пардон, унитазом.

Господи, какой же это был длинный день!

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ.

Машина за нами придет в 6 утра, поэтому подъем в 5:00, завтрак в 5:30, о чем мы накануне договорились с портье. На сегодня запланирована поездка по четырем храмовым комплексам в окрестностях Катманду. Водитель по имени Прам от компании, с которой у нас заказана трехдневная поездка в Покхару и Читван, приятно познакомиться!

Рассвет только предполагался, улицы пустынны, но почти у каждого порога кто-то чистил зубы (в доме-то нельзя). Первая из намеченных на сегодня целей – парк Swayambhu – храмовый комплекс, расположенный на горе, на западной окраине Катманду. Из путеводителей мы знали, что к нему ведет длинная крутая лестница, подъем по которой является частью ритуала, и уже морально готовились к этой неслабой физической нагрузке, но наш водитель завез нас прямо наверх, за что мы ему очень благодарны.

Парк ухоженный, в нем проживают стада не крупных обезьян — попрошаек. На самой макушке горы находится площадь, плотно уставленная культовыми строениями, из которых размерами и ухоженностью выделяется буддистская ступа. Мы покрутили вращающиеся барабаны вокруг нее, говорят, это приносит удачу. Индуистские храмы яркие и красочные, но в меру задрипаные. В один из них стояла очередь из верующих, видимо, он самый почитаемый, и в этой очереди была группа во главе с молодой парой, не то новобрачные, не то обрученные пришли за благословением. Все свободное пространство занято лотками с сувенирами, но все – местные поделки, китайцы сюда еще не добрались. Мы полюбовались с горы видами на город и его окрестности и вернулись к машине.

Выезжаем на кольцевую дорогу, наш путь лежит на южную окраину города в бывший город-государство Патан, который превратился в пригород Катманду. Мы подъехали к историческому центру города, оплатили вход на площадь Дурбар (да, в Патане есть свой Дурбар) и окунулись в красоту. Из всего, виденного до сих пор эта площадь была самой впечатляющей: нет уже привычной тесноты и скученности строений, площадь хорошо вымощена и довольно чистая, но самое главное – индуистские храмы в индийском стиле. Они, в отличие от стиля непальского, сделаны из серого камня, не разукрашены как пасхальные яйца, их купола по форме напоминают перевернутый бокал для шампанского, только без ножки и подставки, а под куполами – два- три яруса балконов, украшенных изящными колонами.

Настроение почему-то очень сильно улучшилось, мы побегали по площади, посетили исторический музей в королевском дворце, где обнаружили изображения «говорящих» жестов пальцев рук в индуистской традиции. Очень обрадовались, что одно из них, обозначающее «терпение», очень похоже на нашу «рега». За пределами площади Патан порадовал нас симпатичными маленькими и не очень храмами. Кроме того, здесь – средоточие школ и магазинов «танка». Мы с Розой не преминули купить по картинке, предварительно поторговавшись.

Рядом с королевским дворцом устроено что-то наподобие фонтана: тонкие струйки воды протекают по украшенным резьбой каменным желобам и выливаются в каменный же бассейн. Женщины ставят кувшины и пластиковые банки под эти струи. По количеству емкостей, выстроенных в очередь, мы догадались, что водопровода в городе нет.

Настроение еще больше улучшилось, когда Прам предложил показать нам ресторан, где можно пообедать. Это совсем не так просто – поесть в Непале, надо знать места, где есть шанс получить что-то съедобное и не отравиться. Ресторан был на верхнем этаже примыкающего к площади здания. Там оказался почти нормальный туалет и умывальник. Так что, водопровод все-таки есть? Мы расположились на веранде с видом на площадь и даже что-то поели. Непальская кухня меня не порадовала, а может все из-за моей зажатости и страха подтравиться, но зато вид с веранды был великолепен.

Следующая цель – Pashupatinath — культовый комплекс на реке Багмати, притоке реки Ганг. Багмати имеет статус священной реки, и на ее правом берегу проводят кремации, а то, что осталось после сожжения, отправляется в реку. Саму речку увидеть сложно – это ручеек, который пробивает себе путь среди куч мусора и пепла. На правый берег пускают только индуистов, но нам и с левого все было хорошо видно. Смотреть было жутковато, но интересно. Тело, запеленатое в саван, смачивают водой из священной реки, поднимают на сложенные на специальной платформе дрова и поджигают. Сопровождающие не проявляют видимых признаков скорби и уходят, не дожидаясь окончания кремации. Можно видеть одновременно несколько догорающих в одиночестве костерков, а с других платформ счищают в реку пепел, видимо, готовя ее для следующего «клиента». Тут же бродят неприкаянные, но упитанные коровы. У воды возится женщина в грязной одежде, но с множеством браслетов на руках, выискивая что-то. Впечатление от всего этого странное, но не тяжелое: подумаешь, смерть! Вот только очистительных сооружений я нигде не видела. Скорее всего, речка действительно святая, иначе эпидемии давно выкосили бы все население по ее течению.

На том же «запретном» правом берегу видны крыши комплекса, поставленного здесь в честь матери Терезы, она много работала в Непале, и было над чем, скажу я вам.

Четвертая и последняя точка нашего сегодняшнего путешествия – Boudha – маленький, спокойный городок, где нашли пристанище беженцы из Тибета. Они и построили главную достопримечательность города – самую большую ни то в мире, ни то в Непале ступу. Мы ее обошли, как положено, по часовой стрелке, барабаны повертели, полюбовались на расхаживающих повсюду тибетских монахов в их бордово-кирпичного цвета одеждах с выглядывающим из-под них так хорошо знакомым нам по фильмам оранжевым одеянием. Городок симпатичный, но рабочий день нашего водителя подходил к концу, да и мы изрядно устали. Поэтому направились прямо к машине, купив на ходу по баночке тибетской мази в качестве сувенира.

На обратном пути я размышляла о беженцах, которые, в отличие от палестинских, не выглядят обездоленными и агрессивными, и о мировом сообществе, которое не требует для них государства и даже автономии. Ни до чего умнее кесаря и быка я не додумалась, разве что промелькнула испуганная мыслишка о двойной морали, но я не стала ее думать.

Прам отвез Розу на конференцию (надо же там иногда показываться), а меня в гостиницу, где я благостно посидела в беседке около бассейна и обзвонила кого надо по телефону.

ДЕНЬ ПЯТЫЙ.

Сегодня Прам приедет еще раньше, т.к. мы запланировали наблюдать восход солнца над Гималаями с горы Nagarkot, что к востоку от Катманду. Ехать туда, по словам водителя, часа полтора, выезжаем в полной темноте, наблюдаем только то, что можно видеть в свете фар. Дорога ужасная, проезжаем какую-то деревню, на обочине дороги, а точнее на площадке перед домом прямо на земле при свете фонаря разделывают тушу какого-то крупного рогатого животного. Ну и как тут не стать вегетарианцем?

При выезде из другой деревни нам перегородил дорогу грузовик, который никак не мог развернуться в нужном ему направлении. Как я потом поняла, потерянные здесь минуты были для нас роковыми.

На смотровую площадку мы приехали, когда солнце только появилось над горами, величие которых нам удалось оценить, но они очень скоро подернулись розоватой дымкой, сквозь которую проблескивали вершины 8-тысячников, а может и 7-тысячников, кто с этим считается. Мы побродили по горке, полюбовались на изрезанные террасами склоны, на которых ничего не растет в ожидании сезона дождей, и поехали в город Bhaktapur.

При въезде с нас содрали невероятную для здешних мест сумму – по 15 баксов с человека. Дело в том, что многие строения здесь сохранились чуть ли не с 12-го века, и город находится в списке охраняемых ЮНЕСКО объектов. Десятки лет тому назад он был «санирован» с помощью Германии. Сколько же дерьма немцы выгребли отсюда, если площадь, на которую мы попали, и сейчас выглядит довольно плачевно. Храмы-пагоды в непальском стиле, как и почти везде, замызганы донельзя красной ритуальной мастикой, украшены большим количеством резьбы по дереву. Знаменитое окно-павлин мы нашли в узком переулке неподалеку. Тут же на площади – большой каменный колодец, из него женщины черпают воду пластиковой банкой на веревке и разносят в кувшинах и пластиковых бутылях по домам.

Прам повел нас на другую площадь, и по дороге, глядя на окружающие дома, я все-таки оценила работу немцев на только что осмотренной площади. По дороге мы видели, как и предсказывал путеводитель, немолодых женщин в черных юбках с красной каймой. Хоть юбки и длинные, но открывают лодыжки ног сзади, чтобы была видна тончайшая татуировка. Так украшают себя дамы из рода-племени, название которого я забыла.

Вторая площадь была просторнее и чище первой, или мне так показалось, потому что на ней я увидела храм в моем любимом индийском стиле? Но гвоздем программы оказалась площадь горшечников. По местным меркам вполне просторная площадь и не утыкана храмами, зато уставлена сплошными ровными рядами абсолютно однокалиберных горшочков в виде пузатеньких амфор с очень узкими горлышками. Для чего они нужны? И только по узким пазам у горлышка мы догадались, что это копилки, сокровища из которых можно достать, разбив копилку. Может, так детей приучают к бережливости? Мы не стали это выяснять, да и для нашего гида-водителя это слишком сложные материи. А на площади можно было наблюдать весь технологический процесс: гончарные круги вращались, горшочки меняли цвет по мере высыхания, среди чуть подсохших бродил парень и, нагнувшись до земли, прорезал пазы. Прам показал нам место обжига в уголке площади. Там мы увидели запас соломы и много пепла на земле, а вот печей не обнаружили, видно обходятся без этих глупостей. На обратном пути к машине мы с Розой накупили кашемировых шалей, и потом я жалела, что не взяли больше.

На этом сегодняшняя программа была выполнена (мы ведь выехали задолго до рассвета), но в получасе езды находился еще один знаменитый объект – Changu-Narajan, — который жалко было не увидеть. За каких-то 20$ Прам согласился отвезти нас туда. К этому храмовому комплексу надо было подниматься пешком в гору и, хотя по дороге были интересные магазинчики-мастерские местных ремесел, но наверху меня порадовал разве что вид на окрестности, до древностей и «красот» мне уже не было дела. Да и день выдался жаркий.

Скатившись с горки, решили поесть в местном ресторанчике. Ждать пришлось долго, но зато мы посидели на тенистой веранде, попили водички и отдохнули. О самом обеде как-то не хочется вспоминать, хотя он не был особенно плох, просто моя зажатость при виде окружающей антисанитарии только возросла.

Роза опять подалась на конференцию (чувство долга возобладало), а я — в гостиницу.

ДЕНЬ ШЕСТОЙ.

Сегодня начинается наше 3-х дневное путешествие на юго-восток страны. Ранний подъем, завтрак, и Прам уже ожидает нас со своей машиной внизу. Опять наблюдаем, как цивилизованные горожане чистят зубы в предрассветный час.
Нам предстоит многочасовый путь по high-way на восток к подножьям Гималаев в городок Покхара, откуда, кстати, издавна начинаются все туристические маршруты по горам и к их вершинам. Сначала спускаемся с плоскогорья, на котором располагается Катманду, а потом начинаем подниматься по предгорьям Гималаев. Но где же скоростная трасса? Дорога петляет вдоль русла реки, на ней с трудом могут разминуться два грузовика, ни разметок, ни особых указателей. И тем не менее, это и есть скоростная трасса. Наша машина движется со скоростью 30 км\час. Когда на каком-то отрезке мы разогнались до 40-ка, было ощущение полета. Слева от нас горы, справа – обрыв, река и тоже горы, но более удаленные, зато река всегда в поле зрения. В любом месте, где обрыв не сразу у полотна дороги, а отступает на метр-полтора – лачуги: сидят мужики, суетятся женщины, бегают дети. Ограждения нет ни со стороны дороги, ни со стороны обрыва – гуляй, не хочу.

Навстречу нам идут мощные грузовики, сверкающие никелем и раскрашенные, как новогодние елки, они сильно отличаются от местного транспорта. Прам сказал — импорт из Индии. Назад грузовики идут пустые. Так импорт или гуманитарная помощь?

Первый раз останавливались на высоком обрыве у излучины реки, полюбовались пейзажем. Второй раз – на местном базарчике, где торгуют сушеной рыбкой и разнообразными, не знакомыми нам по большей части, бобовыми. Купили бананов и продолжили путь.

Видели женщин с мокрыми волосами, моющихся у горных ручьев, замотавшись в какие-то полотнища. Эту воду пить – зубы ломит, а они совершают гигиенические процедуры. Такой народ голыми руками не возьмешь!

Наконец, въехали в Покхару: бесконечная плоская деревня. Проехав ее, достигли озера. Это Lakeside – туристическая зона. Гостиница маленькая, опрятная. Уже хорошо!

Во главе с Прамом пошли на набережную искать пропитания. Расположились на веранде симпатичного ресторанчика у стола с клетчатой скатертью. Заказали салат, который нам принесли с хлебом, поджаренным и посыпанным мелко нарезанным чесноком. Америка! Роза заказала озерную рыбу, а я сдуру уперлась: хочу кусок говядины! Ну и получила подошву, от которой мне не удалось разжевать ни одного кусочка. Все-таки еще не Америка… Потребовала еще салат, хлеба и рубленого чеснока в придачу. Пока Роза наслаждалась свежайшей рыбкой, я оприходовала свою годичную дозу чеснока. Наш водитель всегда заказывает одно и тоже – тушеное мясо со специями и тарелку белого риса. Нас запах этих специй не вдохновляет.

Стало пасмурно, но у нас запланирована поездка на остров, и мы туда, конечно, переправились. Не успели мы причалить, как началась сухая буря, поднялся песок, воздух стал желтым. Остров маленький, на нем очередной вымазанный красным храмчик и торговые лотки с товарами для паломников и туристов. Лотки быстро опустели, а с одного из них столешница (огромный кусок толстой фанеры) пушинкой пролетела рядом с нами. Мы спрятались за храмом и наблюдали, как многочисленные прогулочные лодочки, борясь с ветром, пытаются плыть к берегу. Никаких спасателей видно не было, но, кажется, все доплыли. Прам сказал, что буря – это хорошо, завтра будет хорошая видимость. Поскольку завтра мы едем смотреть рассвет, это очень важно.

Буря утихла, мы вернулись на берег, отпустили Прама (у него в Покхаре живет замужняя дочка) и пошли гулять по магазинам. Не то, что там особенно есть на что смотреть, но при многих магазинах есть мастерские, так что можно видеть, как предлагаемый товар создается. Мы опять дорвались до кашемировых шарфиков и выбрали Розе колечко в подарок – у нее завтра День рождения, а у евреев же день начинается с вечера предыдущего дня.
Пошел несильный дождь, мы еще забежали по дороге в Интернет и вернулись в гостиницу.

ДЕНЬ СЕДЬМОЙ.

Встали опять затемно. Подошло заказанное Прамом такси (в Покхаре нельзя ездить на своих машинах – либо пешком, либо на такси) и повезло нас на гору Sagarkot . Дорога не дальняя, приехали задолго до рассвета, но замерзнуть не успели, т.к. хозяйка соседней лавки набрасывала на каждого шаль из шерсти яка. Шали мягкие и теплые, мы пожалели, что в Израиле нам с ними делать нечего.

Темень рассеивается, горы стеной вырастают перед нами, видны очертания вершин. Да уж, это не Карпаты и даже не Кавказ! Вы будете смеяться, но я ощущала трепет перед этими складками на теле Земли. Я ждала, когда осветится самая высокая вершина, что прямо перед нами, похожая на хвост кита. Но, к моему недоумению, первой запылала розовым светом невзрачная горка с левого края горизонта, потом еще одна – с правого, а высоченные горы перед нами оставались темными. И тут я сообразила, что Солнце «видит» горы по-своему и «зажигает» сначала те, что дальше от центра нашего шарика. Но тут уж запылал «рыбий хвост» и все остальные ближние и дальние вершины, показался над ними край светила, и тут я поняла, зачем ехала в Непал!!! Постояли еще на площадке, разглядывая ближние горы, казалось – протяни руку и прикоснешься.

Хочешь, не хочешь надо спускаться, планы-то на сегодня, как всегда, грандиозные. По пути с сожалением вернули шали хозяйке, посмотрели, как ее дочка на ручном станке ткет очередную шаль, по ходу создавая узор из нитей двух цветов, и поехали смотреть водопад Дейвиса. Стремительная речка изъела мягкую породу, несется где-то в глубине, иногда выходя на свет. В одном месте она с ревом падает куда-то в преисподнюю. Говорят, тут в воду упала неосторожная туристка, а парень по имени Дейвис прыгнул ее спасать, и сия пучина поглотила их.

Потом водитель такси привез нас на берег уже знакомого нам озера, мы нехотя вышли и не пожалели: еще розоватые горы отражались в спокойной воде озера, и это надо было видеть и сфотографировать!

Надо отметить, что в другой стране я бы забеспокоилась, если бы меня привезли в уединенное место, не оговоренное заранее, и попросили выйти из машины. Но в Непале люди такие добродушные и неагрессивные, что, кроме недоумения, я ничего не испытала. Оказывается, это был подарок от водителя.

Вернулись в гостиницу завтракать. Не помню, что мы там еще ели, но овсяная кашка с яблоками была отменной. Видимо, здесь часто останавливаются англичане. Но главная фишка была в том, что, оказывается, в нашей гостинице остановилась группа странствующих буддистских монахов разного возраста. По лицам мальчиков четко определялся их пол, а вот взрослые монахи своими ни то гладко выбритыми, ни то просто безволосыми лицами сильно смахивали на женщин, да и голоса у них бабьи. Не кастраты ли они? Хотя, вряд ли, буддистская религия не жестокая и не принудительная. Ели эти ребята только растительную пищу, ни к яичнице, ни к молочной овсянке не притрагивались. Они производят впечатление вполне довольных жизнью людей, в меру оживленные, спокойные. И что это мне их так жалко?

Наш путь лежит на юг, в Chitwan. С каждым километром удаляемся от Гималаев, горизонт становится плоским, пошли эвкалиптовые леса, и стало жарко. Это как поехать из Иерусалима на Мертвое море: не далеко, но какая разница! Проезжаем мимо возделанных полей. Я впервые вижу, как сажают рис, как запускают воду в чеки. Дорога все хуже и хуже, едем медленно, можно все хорошо рассмотреть. Разбитая дорога, почти грунтовка приводит нас к вполне приличной гостинице: слева деревянный дом, где на втором этаже открытая веранда-ресторан, а справа – большой каменный дом. Вошли и ахнули: прохлада такая, как будто работает мощный кондиционер, но мы его так и не обнаружили.

Пора обедать. Ели на веранде, кормили сытно, но во всем чувствовались местные специи. Через дорогу от гостиницы – крытая соломой сараюшка, а на ней вывеска «Бар-ресторан». Непал – страна контрастов.

Сразу после еды забираемся в открытый кузов большого джипа и отправляемся в джунгли, где нас ожидает прогулка на слонах. Через пару километров остановка – колесо застряло в яме. Можно понаблюдать рисовые чеки разной стадии спелости и затопленности водой. Поехали, через какое-то время раздается небольшой взрыв – лопнула шина, отдыхаем. Наконец, приехали.

На большом лугу толкутся люди и слоны. Взбираемся по лесенке на платформу, а с нее на квадратный деревянный помост на спине слона. Помост выстелен чем-то мягким и рассчитан на четверых. Слон спокойно ждет, пока мы рассаживаемся, и начинает неспешное движение к реке. Погонщик сидит на его шее и босыми ногами упирается в уши сзади: ни тебе седла, ни стремян. Только слон вышел на середину реки, у меня в кармане зазвонил телефон. Это Женя в Австралии интересуется, как у меня дела. Под осуждающие взгляды окружающих (а что, есть древнее правило, запрещающее разговоры по телефону со спины слона?) по-быстрому объяснила обстановку и закончила беседу. Слон как раз завершил переправу и начал углубляться в тропический лес. Это не то, что я ожидала. Ни тебе переплетения лиан, ни раскачивающихся на них обезьян. Лес сухой, плоский, не захламленный, по большей части эвкалиптовый.

Погонщик указывал, куда смотреть, и мы видели каких-то козочек, птичек, кто-то усмотрел на берегу реки крокодила, но мы не сподобились. В путеводителе упоминались тигры, которых не надо бояться, т.к. они не нападают на слонов. Но и тут нам не повезло.

Через час-полтора выплыли на полянку, где паслись два носорога – мамаша с детенышем. Их внешний вид навеял ассоциацию – броненосцы. На обступивших их слонов и седоков с фотоаппаратами они не обратили никакого внимания. Закралось подозрение, что это статисты на ставке. Когда мы вернулись в гостиницу (уже без приключений), один из сотрудников спросил нас, видели ли мы «карнаф». Я даже не сразу сообразила, что это носорог на иврите. Распространенье наше по планете приносит свои плоды.

Ужинали мы на веранде при свечах, но, думаю, не для романтики, а из соображений экономии. По программе нам полагалось посещение выступления фольклорного танцевального ансамбля, но, хоть и с сожалением, мы отказались – спать-то иногда надо.

ДЕНЬ ВОСЬМОЙ.

Поутру, но хоть не до рассвета, наш «знаток» иврита повел нас с Розой на пешую орнитологическую прогулку. Мы действительно видели разных диковинных птиц, но сфотографировать их нам не удавалось. Зато нам показали местную мимозу – это травка, листики которой складываются при прикосновении. Наш шутник-экскурсовод назвал ее «туристическим» растением, потому что она складывает свои листики, как непальцы складывают ладони перед грудью, приветствуя туристов (и не только) – традиционное «намастэ». На его вопрос, какие основные религии в Непале мы знаем, бойко ответили – индуизм и буддизм. Оказалось, их три, а не две и третья – туризм.

После завтрака – визит в чуть ли не единственный в мире слоновий питомник. Мамаши со слонятами живут под отдельными навесами на мощных деревянных столбах. Под одним из них видели близнецов, что есть большая редкость. Детеныши не привязаны, а у мамаш – цепи на ногах. Здесь, в питомнике, слонов не только выращивают, но и дрессируют. В возрасте двух-трех лет их отселяют под отдельный навес каждого, приковывают к столбу и, судя по информации для туристов, в течение трех-четырех недель практически пыток из слоненка делают рабочую скотину, которая будет беспрекословно слушаться погонщика. Грустно, но жить-то надо.

Вернулись в гостиницу, где «знаток» иврита приставал к нам со словами «пиль-пилон», что значит «слон-слоненок». Пересаживаемся в машину Прама и берем курс «домой», т.е. в Катманду. Жарко, кондиционер не работает, а в Катманду прохлада. Едем по равнине вдоль широкой и не особо петляющей реки. Когда начинаются горки, поверхность реки расцвечивается большим количеством плотов с седоками в цветных спасательных жилетах. Рафтинг! Вот, что надо делать в Непале, но времени нет, а жаль.

На обед Прам завез нас в какой-то Resort, раскинувшийся на склоне реки. Европа! С дороги это место не заметишь, то есть без Прама мы бы его не нашли, а он не смог бы там оплатить даже стакан воды. Обедали на широкой, хорошо продувающейся террасе с видом на реку. За время обеда мимо нас прошли десятки плотов – народ гуляет. Публика на террасе – сплошь европейцы, которые явно проводят тут отпуск. Ну, что ж, для шведов с датчанами тут не дорого и можно сократить зиму или продлить лето. Русских не встретили – для них тут не достаточно роскошно. Поели всякой китайщины, было вкусно, но едали и вкуснее.

Оставшийся до Катманду путь проделали уже в горах, т.е. так жарко уже не было. В гостиницу добрались в сумерках и прохладе. В тот момент, когда Роза спрашивала портье, не звонили ли по поводу утерянного чемодана, раздался звонок, и Розе сообщили, что ее чемодан нашелся в Бомбее и ждет ее в аэропорту Катманду. О международных правилах, обязывающих авиакомпанию доставить найденный багаж непосредственно к его владельцу, на другом конце провода ничего не знали и настоятельно предложили явиться с паспортом в аэропорт. Мы были в шоке и от усталости, и от такой наглости. Прам еще не уехал к жене и детям и тут же предложил свои услуги. Поскольку авиакомпания на копию паспорта не соглашалась, пришлось дать Праму даркон, и он уехал, оставив нас в некотором напряжении. В какой еще стране мы могли бы себе такое позволить? Вы скажете, что в другой стране у нас бы в этом не было необходимости, и были бы правы. Но все равно, приятно доверять людям.

ДЕНЬ ДЕВЯТЫЙ.

Сегодня мы вкушали завтрак в ставшей уже родной гостинице. Роза, наконец, смогла прилично одеться, но при этом утверждает, что отсутствие багажа должно научить нас, как мало человеку надо. Она, как всегда, права.

На сегодня у нас ничего не заказано, и мы чувствуем себя непривычно вольготно. Решаем податься в район гостиниц и развлечений Thamel. Это близко, поэтому идем пешком. Не знаю, как остались живы, преодолев неполный километр пути по улице без тротуаров и пешеходных переходов с несущимися тарахтелками и юркими мотоциклами. Зато район тихий, почти без движения. Погода пасмурная, не жарко, то что надо после вчерашнего. Осмотрели стильную гостиницу с тихим элегантным двориком. Туризм в Непале начинался с этого района. Именно здесь некий одессит, построил первую гостиницу.

Заходили в магазинчики и лавчонки, продавцы не навязчивые. Наблюдали за работой «ювелира», который из мелких коралловых и бирюзовых бус в сочетании с готовыми серебряными деталями собирал оригинальные украшения. Не смогли себе в этом отказать. В другом месте прикупили кашемировые кофточки, шаль из натурального шелка.

И так неспешно дошли до площади Дурбар, но со стороны, противоположной парадной (платной). В этой стороне процветает уличная торговля (купили бананов, чтоб подкрепить силы), посмотрели на красочных ни то нищих, ни то паломников со всклоченными волосами и разрисованными лицами. Погуляли немного по исторической площади, поблизости нашли похожую, но явный новодел. Взяли такси и поехали отдохнуть.

Вечером, взяв фонарики в руки, пошли гулять вдоль «нашей» улицы Lazimpat. Опять магазинчики, кашемировые кофточки. Роза чуть не купила шелковый коврик, обошлось. Это все. Завтра рано утром летим домой с трехдневной остановкой в Bangkok.

ДЕНЬ ДЕСЯТЫЙ, одиннадцатый и двенадцатый.

Верный Прам ждет у подъезда, тепло прощаемся у аэропорта. Надеюсь, он доволен полученными чаевыми.
О столице Таиланда особо распространяться не стану, место не самое экзотическое в мире, можно сказать – затоптанное. Гостиница – полных четыре звезды, и в полтора раза дешевле непальской, в холле лэптопы, пользуйся, сколько хочешь. Погуляли вечером по торгово-гостинично-ресторанной улице, что неподалеку от гостиницы, полакомились при нас препарированным манго – вкусноты необыкновенной.

Завтрак в гостинице обалденный. С утра взяли такси на весь день и погнали осматривать достопримечательности. Все новое: начало прошлого, максимум – конец позапрошлого века, все блестит от позолоты и стеклышек. Но все необычно, красиво и интригующе. Осмотрели королевский дворцовый комплекс, несколько храмов и монастырей и отпустили такси.
«Экскурсия» в торговый центр так и осталась экскурсией: здесь совсем не дешево, лучше уж дома купим, если что надо. Зато чисто, красиво, фонтаны, камерные оркестрики на этажах. Лепота.

В торговом центре бродит много наших бывших соотечественников.

День третий и последний. В Бангкоке много передвигались по городу. Сначала на тук-туках (моторикши), но эти пройдохи не мытьем, так катаньем завозили нас в торговые точки. В одном роскошном ювелирном магазине прикупили дочкам по висюльке из белого золота, да и то, только потому, что продавец говорил по-русски. После этого быстро разобрались с метро и пользовались им: хоть и не дешево, но без пробок и прощелыг.

Заключительный аккорд был великолепен: перед возвращением в гостиницу зашли в массажный салон, где нам за мелкие деньги сделали часовой массаж ног. Кайф неописуенный! Так что на ночной рейс в аэропорт мы приехали бодренькие и довольные жизнью.

Post Author: admin