Внимание, как и другие психические процессы, имеет высшие и низшие формы. Первые представлены произвольным вниманием, а вторые — непроизвольным. Непосредственное внимание — это тоже более низкая форма его развития, чем внимание опосредствованное.
Произвольное внимание возникает тогда, когда окружающие ребенка близкие направляют его внимание либо руководят им и подчиняют его, и данным образом дают в руки малыша те средства, с которыми в дальнейшей жизни он сам овладевает своим вниманием.
Развитие внимания заключается, прежде всего, в том, что с помощью взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов, игры поиск предметов, посредством которых дальше сам направляет свое внимание и поведение. Но главное что бы это были живые игры. Компьютерные игры вызывают зависимость и превращают в детей в своеобразных наркоманов. Поэтому лучше не допускать их до них, ни в коем случае.
В школьном возрасте наступают переломы в развитии, которые характеризуются тем, что первоначально снаружи опосредствованное внимание постепенно переходит во внутренне опосредствованное, и потом, со временем, эта форма внимания занимает основное место среди всех видов.
Малыша ещё с пеленок постоянно окружают неизвестные предметы, которые привлекают его внимание своим необычным видом или яркостью, также он обращает внимание на своих родных, радуется их появлению или начинает плакать, когда хочет чтобы его они взяли на руки.
Родные, находящиеся рядом, произносят слова, смысла которых малыш постепенно постигает, родные руководят им, они этим направляют его непроизвольное внимание. То есть, его внимание с очень раннего возраста направляется при помощи специальных слов-стимулов.
Постепенно овладевая активной речью, ребенок начинает управлять так же и первичным процессом своего внимания, при этом сперва в отношении других людей, ориентируя их собственное внимание обращенным в нужную ему сторону, а потом — и в отношении себя самого.
Когда мы общаемся с ребенком, наши слова сначала являются как бы указателями, которые выделяют для него какие-то определенные признаки в предмете, таким образом, мы обращаем его внимание вот на эти самые признаки. При обучении слова, и речь в целом, все чаще и чаще направляется в сторону выделения каких-то абстрактных отношений и приводят к образованию абстрактных понятий.
Сперва процессы произвольного внимания, которые направляются речью взрослого, являются для ребенка скорее процессами его внешней дисциплины, чем саморегуляции. Постепенно, ребенок переходит к самоуправлению своим поведением, употребляя все то же самое средство для овладевания вниманием по отношению к себе, т.е. переходит к произвольному вниманию.